Эндокринолог

Детский эндокринолог — специалист, который занимается профилактикой, диагностикой и лечением гормональных нарушений и патологии обмена веществ у детей и подростков. Эндокринная система у детей работает совсем не так, как у взрослых, поэтому детский эндокринолог не может быть легко «заменен» взрослым.

Криницкая Наталия Валериановна
врач эндокринолог высшей категории,
заведующая отделением эндокринологии

Печерица Оксана Григорьевна
врач эндокринолог,
кандидат медицинских наук

Кибанова Мунира Шайдулловна
врач эндокринолог,

Наиболее важными эндокринными железами у детей являются:
  • гипофиз – контролирует все остальные железы организма, но главное – он выделяет соматотропный гормон, благодаря которому мы растем;
  • надпочечники – обеспечивают бодрость ребенка, его устойчивость к стрессам и нагрузкам, контролируют давление и играют очень важную роль в период полового созревания;
  • щитовидная железа – основной орган, отвечающий за интенсивность обмена веществ, настроение, бодрость и, в некоторой степени, тонус вегетативной нервной системы;
  • поджелудочная железа – кроме ферментов пищеварения (чем занимаются гастроэтерологи), выделяет инсулин – гормон, контролирующий усвоение углеводов (глюкозы или сахара крови);
  • половые железы – отвечают за развитие и половое созревание. Одними из самых частых проблем, с которыми сталкивается детский эндокринолог, являются заболевания щитовидной железы.
      Очень часто при диспансеризации ребенка направляют на консультацию эндокринолога с подозрением на «зоб». Такая ситуация не должна сильно пугать, но требует обязательного обследования, поскольку такие заболевания, как хронический аутоиммунный тиреоидит, врожденный гипотиреоз, узловые образования щитовидной железы достаточно часто встречаются даже у детей.

Также детские эндокринологи клиники занимаются диагностикой, лечением и наблюдением детей с проблемами роста и полового развития:
  • Преждевременное половое развитие (преждевременное адренархе — раннее появление лобкового оволосения, преждевременное телархе — увеличение молочных желез, и другие формы преждевременного и ускоренного полового развития);
  • Задержка роста и полового развития (СТГ-дефицит, конституциональная и идиопатическая низкорослость);
  • Нарушения менструального цикла у девочек-подростков, избыточный рост волос, акне и жирная себорея;
  • Гинекомастия (увеличение молочных желез у мальчиков);
  • Крипторхизм (неопущение яичек в мошонку);
  • Гипоспадия.

Но, пожалуй, самым главным заболеванием, которым занимается детский эндокринолог, является сахарный диабет. Детская диабетология – это отдельная область на стыке педиатрии и эндокринологии, требующая особого подхода к маленькому пациенту.

Сахарный диабет 1 типа – это заболевание, при котором клетки поджелудочной железы утрачивают способность выделять инсулин, следствием чего является повышение сахара крови, постоянная жажда, учащенное мочеиспускание, слабость и потеря веса. Этим типом диабета, как правило, заболевают именно дети. В настоящее время единственный метод лечения диабета – это постоянное введение инсулина. Лечение должно быть непрерывным на протяжении всей жизни. В нашей клинике проводится амбулаторное и стационарное лечение детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа, в том числе экстренная помощь при кетоацидотическом состоянии у детей.

Современные медицинские технологии – инсулиновые помпы, приборы непрерывного мониторирования гликемии, глюкометры - позволяют значительно улучшить качество жизни маленьких пациентов с сахарным диабетом 1 типа, но все-таки самым важным звеном в успешном лечении сахарного диабета остается правильное обучение детей и их родителей, взаимопонимание и постоянный контакт с эндокринологом. Гиподинамия и неправильное питание неизбежно приводят к лишнему весу.

Ожирение у детей – одна и основных проблем, с которыми все чаще сталкивается детский эндокринолог. Очень часто возникает вопрос, что является первопричиной избытка веса: гормональные нарушения или неправильное питание. Детские эндокринологи клиники внимательно обследуют маленького пациента в отношении возможных причин набора веса и дадут наиболее эффективные и безопасные рекомендации по диете. Наша клиника обладает всеми возможностями для полной диагностики заболеваний эндокринной системы — здесь проводятся все виды инструментальных и лабораторных исследований, в том числе специализированные ультразвуковые обследования, проведение функциональных тестов, таких как стимуляция выброса гормона роста, проба с нагрузкой глюкозой, инсулиновая проба и др.

Детские эндокринологи помогут вам правильно интерпретировать анализы и в случае необходимости назначат лечение. Также в нашей клинике возможно полное обследование и лечение детей с редкими эндокринными заболеваниями: врожденная дисфункция коры надпочечников, надпочечниковая недостаточность, опухоли нейроэндокринной системы, патология фосфорно-кальциевого обмена, нарушения формирования пола, гипогликемический синдром, врожденная синдромальная патология.

Когда необходима консультация детского эндокринолога:
  • быстрая утомляемость;
  • раздражительность;
  • потребление большого количества жидкости;
  • изменение веса;
  • задержка полового развития;
  • увеличение молочных желез;
  • резкая смена настроения;
  • выпадение волос и др.
Не затягивайте с обращением к детскому эндокринологу! Детский эндокринолог осмотрит Вашего ребенка, даст направление на необходимые анализы, поставит верный диагноз и назначит лечение.

Краткий справочник для пациента.
  • Сахарный диабет — это заболевание обмена веществ, при котором в организме не хватает гормона инсулина, и как следствие этого в крови повышается уровень сахара (глюкозы). В конечном итоге глюкоза связывается с большим количеством воды, поэтому ранним симптомом диабета является частое мочеиспускание, которое в свою очередь вызывает жажду. Помимо вышеописанных симптомов возможны слабость, вялость, снижение массы тела на фоне удовлетворительного аппетита, может отмечаться запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Сахарный диабет, стартующий в детском возрасте, всегда инсулинозависимый, поэтому дети нуждаются в постоянной пожизненной терапии инсулином. Однако это не должно пугать ни самого ребенка, ни его родителей, т. к. при правильном контроле заболевания, диабет — это не болезнь, а определенный образ жизни.
  • Зоб — увеличение размеров щитовидной железы. Зоб может протекать как на фоне нормальной функции щитовидной железы, так и в сочетании с повышенной или пониженной её функциональной активности. Чаще всего зоб является следствием дефицита йода в окружающей среде. Оптимальным и наиболее доступным средством для восполнения йода является использование при приготовлении пищи йодированной соли. Однако, в критические периоды жизни (к таковым относят, детский и подростковый возраст, период беременности и лактации) потребность в йоде увеличивается, что требует применения в профилактических целях таблетированных препаратов йода.
  • Гипотиреоз — состояние, развивающееся вследствие недостатка гормонов щитовидной железы в организме. Симптомы: апатия, утомляемость, вялость, слабость, прибавка веса, сухость кожи, запоры. Такие пациенты плохо переносят холод и легко мерзнут.
  • Тиреотоксикоз — состояние, развивающееся в результате воздействия избыточного количества гормонов щитовидной железы. Симптомы: раздражительность, плаксивость, беспокойство, потеря веса, учащение сердцебиения, повышенная потливость, чувство жара, часто экзофтальм (выпячивание глазных яблок). Все симптомы, как гипотиреоза, так и тиреотоксикоза не носят специфического характера, в связи с чем для исключения серьезной патологии требуется тщательное обследование.
  • Преждевременное половое развитие — появление вторичных половых признаков у девочек до 8 лет и у мальчиков до 9 лет.
  • Задержка полового развития — отсутствие вторичных половых признаков у девочек старше 13 лет и у мальчиков старше 14 лет, а также отсутствие менструаций у девочек старше 15,5 лет.