Гинеколог

В клинике Ихсан Мед используют инновационные технологии согласно последним тенденциям в медицине, одобренные врачами во всем мире

8 (843) 237-30-42

Когда надо обратиться к детскому и подростковому гинекологу
       Оказывается, сделать это лучше как можно раньше! Девочки-подростки избегают визитов к гинекологу в силу своей неосведомленности по поводу возможных проблем, связанных с их половым созреванием.
     Что же касается совсем маленьких девочек, то за них все решают родители, которые убеждены: их 3-летней дочери гинеколог ни к чему. Это не совсем верный подход. Дело в том, что именно в детстве и юности легче всего предупредить гинекологические заболевания.

Матвеева Елена Федоровна
врач гинеколог
высшей категории

• Зачем несовершеннолетней девочке гинеколог?
        По наблюдениям специалистов, от 15 до 25 процентов девочек дошкольного возраста и девочек-подростков, еще не достигших совершеннолетия, страдают различными гинекологическими патологиями. Это и воспалительные заболевания половых органов, и кисты, и миомы, и нарушения менструальной функции. Их надо своевременно выявлять и лечить. В противном случае они могут не только подорвать здоровье девочки, но и вызвать в более позднем, детородном возрасте нарушение репродуктивной функции.

• Когда впервые рекомендуется показать ребенка гинекологу?
      Первый осмотр наружных половых органов проводится в роддоме вскоре после рождения ребенка. Его основная цель - идентифицировать пол новорожденного. Кроме этого планового послеродового осмотра Минздравом РФ установлено еще два обязательных профосмотра при участии детского и подросткового гинеколога. Оба профосмотра проводятся централизованно. Первый - при поступлении ребенка в школу, в 6-7 лет. Второй - во время пубертатного периода, в 11-12 лет, когда у большинства девочек уже начинаются менструации. По достижении же 14-летнего возраста девочкам рекомендуется посещать гинеколога самостоятельно или вместе с родителями 1 раз в год. Возможны и дополнительные, внеплановые визиты, которые могут быть вызваны как жалобами девочки, так и всевозможными внешними отклонениями от нормы.

• Какие основные причины для визита к детскому гинекологу?
      Основным поводом для обращения девочек-подростков к гинекологу является задержка менструаций или воспаления. Действительно, этот "звоночек" нельзя оставлять без внимания, так как он может служить предупреждением о том, что девушка беременна. Однако гораздо разумнее прийти на прием к гинекологу не после, а до начала половой жизни, чтобы врач помог девушке подобрать наиболее подходящий для нее метод контрацепции. Не менее активно следует реагировать и на такие тревожные сигналы, как появление выделений из влагалища желтоватого, зеленоватого или коричневатого цвета с неприятным запахом, а также зуда и жжения в области наружных половых органов и при мочеиспускании. Такие опасные симптомы могут быть у девочек любого возраста - от грудничков до подростков.

Если у девочки в 6-7 лет отмечается рост молочных желез и оволосение или, наоборот, к 13-14 годам у нее не наблюдается ни того ни другого, родители должны вместе с детским и подростковым гинекологом выяснить, в чем дело. Преждевременное половое созревание, равно как и его задержка зачастую бывают связаны с серьезными, требующими безотлагательного лечения, эндокринными заболеваниями.

Чтобы получить максимум полезной информации, детский гинеколог должен найти к каждой из своих пациенток индивидуальный подход, наладить с ней психологический контакт. Только в этом случае можно надеяться на успех.

• Профилактика вторичного бесплодия после операции по поводу удаления аппендикса у девочек
        На современном этапе развития человечества проблема вторичного бесплодия несомненна и очевидна, т. к. его частота в популяции по данным ВОЗ достигает 74% . Доказано, что у детей, которым была произведена операция по удалению аппендикса, имеет место высокая вероятность развития спаечного процесса, что является одной из причин вторичного бесплодия.

У детей аппендицит встречается чаще, чем у взрослых, к тому же организм ребенка имеет два неприятных свойства, которые делают детский аппендицит более опасным: во-первых, сложнее поставить диагноз — острый аппендицит зачастую не имеет явно выраженных признаков, и во вторых, воспалительный процесс развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому риск развития перитонита (воспаления брюшной полости) выше. У грудных детей аппендицит встречается редко. Его частота возрастает после 2–3 лет. Аппендицит у детей дошкольного возраста встречается в 18–20% случаев, у детей 7–14 лет — в 80–82%, вообще же пик заболевания приходится на 15–19 лет (период становления менструальной функции.) По данным отечественных авторов, у каждой 3-й пациентки, перенесшей аппендэктомию (операцию по поводу удаления аппендикса) в период становления менструальной функции, в дальнейшем диагностируются вторичные сальпингоофориты (воспаления придатков), внематочные беременности и трубно-перитонеальное бесплодие. Данные факты диктуют необходимость создания алгоритма мероприятий по совершенствованию медицинской помощи девочкам-подросткам, перенесшим аппендэктомию. Программа, разработанная в нашей клинике, представляет систему лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, которые позволят не только сохранить, но и восстановить репродуктивную (детородную) функцию девушки.

Основные этапы программы:
1. Осмотр детским гинекологом и хирургом: сбор анамнеза, общий осмотр, оценка физического и гинекологического статуса, анализ выделений из влагалища (мазок на флору, бак. посев, ПЦР на урогенитальные инфекции).
2. УЗИ органов малого таза (с оценкой ультрасонографических и допплерографических критериев спаечного процесса в малом тазу).
3. Консультация физиотерапевта и подбор курса физиотерапии. Программа физиопроцедур подбирается индивидуально в зависимости от возраста пациентки, результатов обследования и давности аппендэктомии.

Профилактика аппендицита — бессмысленное занятие. Лечение аппендицита у детей — только оперативное, поэтому своевременное проведение реабилитационных мероприятий позволит снизить риск развития спаечного процесса в малом тазу и сохранит потенциал репродуктивного здоровья подростка.