Хирург

Детский хирург — специалист, занимающийся диагностикой и лечением хирургических заболеваний, пороков и аномалий развития ребенка с использованием оперативного вмешательства.

Организм ребенка развивается очень быстро. Некоторые патологические состояния, требующие хирургической коррекции, являются врожденными и диагностируются еще в роддоме, другие – появляются по мере роста ребенка и часто развиваются незаметно для его родителей. Поэтому лучшие детские хирурги обязательно проводят плановые осмотры малыша с целью своевременного выявления и устранения дефектов развития.

Кучинская Анна Ивановна
врач детский хирург
высшей категории

Детскому хирургу в процессе работы часто приходится сталкиваться с заболеваниями различного происхождения, схожими по симптомам с хирургическими.. Врачи клиники имеют большой опыт работы с детьми и смогут найти нужный подход к ребенку и помочь ему преодолеть страх перед операцией.

Для госпитализации в отделения хирургического профиля ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» необходимо иметь на руках следующие виды анализов и исследований...

В своей практике лучший детский хирург применяет различные методы и способы диагностики и лечения детей, которым необходимо оперативное вмешательство. Детский врач-хирург в нашей клинике тесно сотрудничает с другими специалистами, что позволяет обеспечить максимальную эффективность лечения. Следует отметить, что детские операции требуют особой, тщательной подготовки.
    Детская хирургия имеет ряд отличительных особенностей, связанных с возрастом пациентов:
особый выбор анестезии (более мягкой), необходимость предупреждения обезвоживания детского организма, минимизация повреждения тканей. Детская хирургия в наши дни развивается стремительными темпами: значительно вырос уровень качества анестезиологического обеспечения, широко внедряются малоинвазивные методы лечения, стали применяться лазер и ультразвук, использоваться возможности низких температур - криохирургия. Хирургическое отделение клиники оснащено всем необходимым высокотехнологичным оборудованием.

К области экстренной детской хирургии относится лечение тяжелых, быстро прогрессирующих заболеваний и последствий травм, угрожающих жизни ребенка или способных привести к резкому ухудшению его состояния:
  • ущемление паховой грыжи,
  • вскрытие абсцессов,
  • купирование последствий травм;
  • удаление инородных тел;
  • состояния «острого живота» (воспаление аппендикса, перитонит, спаечная непроходимость кишечника и т. п.);
  • перекрут гидатиды и др.
    Детские операции в основном проводятся лапароскопическим или торакоскопическим методом, предполагающим минимальные разрезы (1–2 см) и минимальное повреждение тканей. Данная технология позволяет значительно уменьшить болевые ощущения и продолжительность восстановительного периода после хирургического вмешательства.. После проведения операции для наиболее благоприятного прохождения восстановительного периода детский хирург может направить на массаж, лечебно-профилактические физиотерапевтические процедуры, лечебную гимнастику.
      В клинике ребенок может находиться в палате вместе с мамой. Питание предоставляется в удобное для него время, а само меню разработано с учетом вкусов детей.

Когда ребенка необходимо показать детскому хирургу?
     Осмотр ребенка производится сразу после рождения малыша врачом — неонатологом в родильном доме. При этом выявляются крупные пороки развития и, если они есть, ребенка консультирует хирург, решая вопрос об оперативном вмешательстве. Здоровые дети осматриваются хирургом в 3, 6 и 12 месяцев на предмет выявления таких заболеваний, как пупочная и паховая грыжи, крипторхизм, водянка яичка, дисплазия тазобедренных суставов. Три осмотра хирурга необходимы потому, что при первом, а иногда и при втором визите к врачу бывает невозможно распознать болезнь из-за её недостаточно выраженных клинических признаков.

Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся хирургические заболевания:

1. Пупочная грыжа выявляется после заживления пупочной ранки и представляет собой выпячивание в области пупка различных размеров. При беспокойстве ребенка это образование увеличивается. Многие родители заблуждаются, считая, что ребенок беспокоится из-за пупочной грыжи. На основании данных многолетних наблюдений в настоящее время можно с полной уверенностью сказать, что пупочная грыжа у детей (ко взрослым это не относится) не болит и не ущемляется. Более того, это единственный вид грыжи, при котором 99% пациентов выздоравливают самостоятельно. Для достижения лечебного эффекта чаще всего бывает достаточно проводить массаж передней брюшной стенки и выкладывать ребенка на живот. Оперативное лечение необходимо в том случае, если грыжа не исчезла к 7 годам. В более раннем возрасте операцию делают только при наличии грыжевого кольца больших размеров.

2. Паховая грыжа может быть выявлена в любом возрасте как врачом, так и родителями. Данное заболевание очень коварно. При осмотре грыжевое выпячивание определяется не всегда ввиду того, что оно способно самостоятельно вправиться в брюшную полость. Опасность также заключается в том, что паховая грыжа может ущемиться. В этом случае нарушается кровообращение в ущемленном органе и, если не принять экстренных мер, он может погибнуть. Содержимым грыжевого мешка чаще всего являются петли кишечника, у девочек — яичник.
К симптомам ущемления относятся следующие признаки: выраженное беспокойство ребенка, наличие в паховой области плотного болезненного образования. Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя самостоятельно пытаться вправить грыжу. В случае ущемления необходимо срочно доставить ребенка к детскому хирургу, особенно это касается девочек, так как ущемленный яичник может погибнуть в течение 2 часов.
Паховая грыжа всегда подлежит оперативному лечению ввиду того, что она никогда не излечивается самостоятельно. Операция выполняется в плановом порядке, начиная с 1,5 лет жизни. Наиболее оптимальный возраст для проведения оперативного лечения 3–4 года. В более ранние сроки детей оперируют в случае запущенного ущемления, при наличии грыжи больших размеров, в связи с частыми ущемлениями (более 2 раз за месяц) или по настоятельной просьбе родителей.

3. Водянка яичка и семенного канатика представляет собой увеличение одной или двух половин мошонки, что выявляется врачом в первые месяцы жизни. Такое образование абсолютно безболезненно при пальпации, может сообщаться и не сообщаться с брюшной полостью. В первом случае водянка увеличивается в размерах во второй половине дня из-за скопления внутрибрюшной жидкости, во втором размеры её постоянны. До 2,5 лет подавляющее большинство мальчиков выздоравливает самостоятельно.