Иммунолог

Вакцинопрофилактика
        Наши специалисты порекомендуют вакцину и сделают все необходимые детские прививки Вашему малышу. Иммунизация считается одной из важнейших мер, направленных на профилактику ряда наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
        В настоящее время по поводу иммунизации ведутся дискуссии между педиатрами, иммунологами и другими врачами. Обсуждаются сроки вакцинации, способы её проведения, разнообразные схемы применения прививок, рациональность введения той или иной вакцины. Опыт показывает, что благодаря вакцинации формируется иммунная прослойка, то есть невосприимчивая к инфекционным агентам часть населения.

Сибгатуллина Фарида Ильдусовна
врач иммунолог высшей категории,
кандидат медицинских наук

Механизм действия вакцины следующий: введение в организм ослабленных штаммов микробов или их токсинов ведет к выработке иммунитета против инфекционных агентов так, как это происходит при заболевании. При повторном попадании в организм возбудителей болезнь либо не развивается, либо протекает в легкой форме. Следует отметить, что невосприимчивость организма к микробам формируется только при строгом соблюдении схем иммунопрофилактики.

- Программа обследования «Часто болеющий ребенок»
  • Для вакцинации применяют вакцины, в которых микроорганизмы ослаблены по своим патогенным свойствам, и анатоксины (в состав препарата входит только бактериальный фактор патогенности).
  • Вакцинопрофилактика проводится согласно национальному календарю детских прививок для профилактических целей. В нашей стране обязательной является вакцинация против 9 инфекций (см. ниже). В других странах перечни необходимых детских прививок могут различаться. Это обусловлено прежде всего эпидемической ситуацией в конкретном регионе. Сроки проведения прививок обусловлены возможностью реализации полноценного иммунного ответа организма ребенка на фоне вакцинации.
Подробнее об инфекциях.

ХИБ-инфекция
  • Инфекция, вызванная Haemophilus influenzae тип b (ХИБ-инфекция) больше представляет опасность для детей в возрасте до 5 лет.
  • Возбудитель Хиб-инфекции является причиной тяжелых гнойных менингитов, эпиглотитов, сепсиса, пневмоний, отитов, артритов и др. Эти формы инфекции могут вызывать различные осложнения : задержку умственного и моторного развития, снижение слуха (вплоть до полной глухоты), нарушение двигательной активности и др.
  • Каждый год в России заболевают ХИБ- менингитом до 1200 детей. Но чаще всего гемофильная палочка является причиной постоянных ОРЗ, которыми болеет ребенок, начиная ходить в ясли и детский сад.
  • Возбудитель передается воздушно – капельным путем от больного человека или носителя инфекции при разговоре, кашле, чихании, со слюной, через игрушки и предметы обихода. Источником инфекции для маленького ребенка становятся взрослые или старшие братья и сестры, которые являются носителями инфекции и чувствуют себя здоровыми.
  • Риск заболевания гемофильной инфекцией выше у детей в возрасте 6–12 месяцев, находящихся на искусственном вскармливании, детей, посещающих или готовящихся посещать детские дошкольные учреждения.
  • Начинать вакцинации детей целесообразно с 3-ех месячного возраста по схеме, состоящей из трех прививок с интервалом в 1 месяц. В возрасте 18 месяцев необходимо провести однократную ревакцинацию Вакцинацию можно проводить в возрасте от 6 до 12 месяцев : две прививки с интервалом в 1–1,5 месяца с последующей ревакцинацией в 18 месяцев. В случае начала проведения иммунизации в возрасте старше 12 месяцев достаточно одной прививки (без последующей ревакцинации). Вакцина против гемофильной инфекции может вводиться одновременно с любыми другими вакцинами, за исключением живых вакцин: корь, краснуха, паротит.
Менингококковая инфекция
  • Возбудителем менингококковой инфекции является грамположительный диплококк Neisseria meningitides. Более 50% от общего числа заболевших составляют дети до 5 лет . Клинические проявления: от назофарингита (воспаление слизистой оболочки носа и зева) и бактерионосительства до распространенных, тяжело протекающих в форме менингококкцемии (наличие менингококковой инфекции в крови), менингита и менингоэнцефалита (воспаление оболочек головного мозга). Период клиники назофарингита (который не отличается от проявлений простого ОРЗ) до возникновения тяжелого менингита, менингококкцемии может занять 1- 3 дня. От менингококкцемии летальный исход может наступить от 6 – 48 часов от начала болезни.
  • Возбудитель передается воздушно – капельным путем от больного человека или носителя. Часто дети раннего возраста заражаются от родителей, близких родственников, которые являются либо носителями, либо больными локализованной формой инфекции. У детей первого года жизни — высокий процент летального исхода.
  • Иммунизация против менингококковой инфекции также формирует иммунный ответ на таких возбудителей как Streptococcus pyogenes (возбудитель острых и хронических инфекций носоглотки) , Staphylococcus aureus(возбудитель заболеваний носоглотки, остеомиелитов, эндокардитов, заболеваний кожи). Т.е., если ваш ребенок страдает хроническими заболеваниями лор - органов и дыхательных путей целесообразно привить его менингококковой вакциной.
  • Вакцинация проводится начиная с 18-месячного возраста до 8 лет. Для вакцинации требуется всего одна доза вакцины. Длительность иммунитета составляет 3-5 лет. Допустимо одномоментное введение с другими вакцинами, за исключением живых: корь, краснуха, паротит.

Пневмококковая инфекция

• Возбудителем пневмококковой инфекции является бактерия Streptococcus pneumoniae. Является источником таких заболеваний как: менингит, пневмония, острый бронхит, средний отит, синусит, заражение крови.
  • Пневмококковая инфекция передается воздушно-капельным путем.
  • Ежегодно от пневмококковой пневмонии в мире погибает до 600 тысяч детей младше 5 лет. Чаще всего пневмококковая инфекция встречается среди новорожденных и детей в возрасте до 5 лет. Дети посещающие ясли и детские сады , взрослые страдающие хроническими заболеваниями дыхательных путей являются источником инфекции для новорожденных и детей младшего возраста в семье и могут быть причиной угрожающих жизни состояний, таких как: менингит, сепсис и пневмония. После перенесенного пневмококкового менингита 60% выживших малышей страдают от серьезных осложнений – таких как глухота или задержка в развитии.
  • В странах Европы и США вакцинация против пневмококковой инфекции проводится у детей, начиная с первых месяцев жизни.
  • Однократная вакцинация, начиная с 2 лет, защищает на срок около 5 лет, при необходимости прививку можно повторить.
  • Если ваш ребенок страдает хроническими заболеваниями лор - органов и дыхательных путей целесообразно привить его пневмококковой вакциной.
  • Допустимо одномоментное введение с другими вакцинами, за исключением живых: корь, краснуха, паротит.