Логопед

         Логопед-дефектолог – это специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи пациентов, имеющих проблемы с речевым аппаратом и нуждающихся в формировании навыков внимания, памяти и мышления. Профессия интересна тем, что находится на стыке медицины и педагогики.


         Причинами нарушения речи у детей могут становиться различные психологические и эмоциональные проблемы, а также факторы, связанные с нарушением физического здоровья ребенка. Дети с ограниченными возможностями, имеющие отклонения и задержку психоречевого развития, особенно нуждаются в проведении своевременных коррекционных и развивающих занятий, которые требуется начинать с самого раннего возраста. В нашей клинике мы приступаем к занятиям с нашими маленькими пациентами в возрасте 6 или 9 месяцев и старше.

        Помимо занятий логопеда-дефектолога, регулярные консультации проводят также детские невропатологи и психиатры клиники – такой комплексный медико-педагогический подход в работе с детьми позволяет быстро выявлять причины дефектов речи и письма и эффективно устранять их.

         Вам следует обратиться к помощи логопеда-дефектолога, если Вы заметили у ребенка следующие проблемы:
  • Задержка развития речи, неправильное произношение звуков, в том числе у детей с нарушениями зрения и слуха;
  • Бедный словарный запас, присутствие в речи аграмматизмов (ребенок испытывает сложности при построении и восприятии предложений), преобладание односложных ответов над развёрнутыми вплоть до полного отсутствия последних;
  • Нарушение темпа речи, заикание;
  • Трудности при овладении навыком письма и чтения (дисграфия, дислексия и пр.);
  • Проблемы с речью и обучением у детей с задержкой умственного развития.
        Логопед-дефектолог проводит комплексную оценку уровня развития вашего ребёнка, диагностирует нарушения устной и письменной речи, разрабатывает индивидуальный план коррекционных и консультативных занятий для детей и родителей, дает рекомендации по преодолению существующих проблем, а также проводит всестороннюю подготовку дошкольников и школьников к обучению в образовательных учреждениях. Своевременное обращение к специалисту и, при необходимости, совместное ведение ребёнка логопедом-дефектологом, нейропсихологом, неврологом и семейным психологом помогут преодолеть имеющиеся трудности и подготовить ребёнка к успешному овладению образовательными программами, наладить его взаимодействие с другими детьми, воспитателями, учителями и, конечно же, с членами его семьи. Правильная и понятная речь, хорошая успеваемость, умение сосредотачиваться на поставленной задаче и просто уверенность в себе существенно улучшат качество жизни ребёнка и всей его семьи, помогут предотвратить развитие многих проблем во взрослой жизни.

Психо-речевое развитие детей раннего возраста
        Сравнивая своего малыша с его сверстниками, многие родители часто оказываются недовольны темпами его психического или речевого развития. Одним кажется, что их кроха мало и плохо говорит, другим — что ребенок мог бы быть более любознательным (послушным, самостоятельным, внимательным и проч.)
        Такое воспитание с оглядкой на друзей и соседей не вполне корректно, потому что каждый ребенок имеет право быть самим собой и развиваться в свойственном ему темпе. Тем более, что все дети изначально не равны: у всех был разный жизненный старт (имеется в виду перинатальный период), персональная и неповторимая наследственность, индивидуальные показатели здоровья, исключительно личные условия проживания. Все это обязательно накладывает свой отпечаток на особенности развития маленького человечка, поэтому даже дети одной семьи и те не похожи друг на друга. А это значит, что ребенка надо сравнивать не столько с другими детьми, сколько с ним самим.
         Каким малыш был месяц, два или полгода назад? Если динамика его развития кажется недостаточной, имеет смысл сначала проанализировать описанные выше «исходные данные», а затем заняться стимуляцией психических процессов. На обоих этих этапах необходимо воспользоваться диагностико — консультативной и коррекционной помощью специалистов. Логопед, дефектолог и психолог помогут правильно организовать для ребенка речевую и игровую среду, в которой он находится. И тогда, изначально заложенные самой природой, потребность в речевом общении и познавательная активность смогут быть реализованы ребенком в полной мере.

         Рекомендации логопеда, дефектолога:
  • Понизить зашумлённость среды: выключить ТВ, видео, радио и т. д. Включать их ребёнку только на время активного прослушивания или просмотра (от 3 до 15 минут за один раз).
  • Подражать звукам, интонированиям ребёнка. Пропевать их, повторять несколько раз с разными эмоциями и интонациями.
  • Не поправлять ребёнка (в произношении, в построении фразы), а говорить «да» (знак того, что сообщение понято) и давать правильный вариант произнесения. Например: «Да. Федя хочет сок».
  • Откликаться на любое проявление общения малыша: развернуться в его сторону, посмотреть в глаза, улыбнуться и т. д.
  • Петь для ребёнка, читать стихи во время режимных моментов (одевание, умывание, засыпание и т. д.)
  • Проводить игры-потешки на коленях: «ладушки», «по кочкам» и т. д. Это важно для соединения телесного и речевого контакта, создания доверительной атмосферы.
  • Использовать в общении простые жесты, простые фразы, добившись сначала зрительного контакта с ребёнком.
  • Развивать артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения: есть, грызть жёсткую еду; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции.
  • Игра «повторялки» — повторять действия ребёнка.
  • Использовать игрушки, включающиеся от громких звуков.
  • Оречевлять действия свои и ребёнка (речевое сопровождение взрослого). Говорить, спрашивать, отвечать за ребёнка, «думать вслух» над игровыми заданиями и др.
  • Смотреть семейные фотографии, рассказывать о них.
  • Давать право выбора (сначала из 2, потом из 3 вариантов): «Куда пойдём: направо или налево? Наденем синие или красные колготки?» Т. о. можно отрабатывать знание направлений, цветов, форм, чисел и т. д.
  • Притворяться, что забыли название (можно дать описание), что где лежит и д.т. А ребёнок «помогает».
  • Играть в прятки (для развития самосознания, эмоционального общения, отработки предлогов). Искать вслух: «За шторой нет, под столом нет, возле окна нет…»
  • Для мальчиков. Купить куклу-мальчика — соответственно возрасту: с волосами, с разной одеждой, от 30 см до 50–60 см ростом. Вводить её в режимные моменты и проигрывать их: приготовили, покормили, оделись, погуляли, разделись, легли спать, позанимались и проч. Обязательно использовать сопровождающую речь взрослого.
  • Проигрывать с куклами проблемные ситуации и их разрешение (кукла не умеет ходить на горшок, плохо засыпает, не хочет делиться и т. д.)
  • Для безречевых (неговорящих) детей. Учить точнее выражать свои потребности и состояния мимикой и жестами: качать головой, показывать пальцем, кряхтеть (хочу в туалет), изображать «я хороший», «я наелся» и мн. др.
  • Развивать мелкую моторику: массировать пальчики, давать работать с мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика и т. д. (только под присмотром взрослого!), есть руками.
  • Обогащать запас впечатления ребёнка: поездки, гости, зоопарк, театры и т. д. Вспоминать разные пережитые ребенком события, планировать будущее.