tt
Главная Отделения и центры Параклиническая служба Отделение функциональной диагностики

Отделение функциональной диагностики

С учетом многопрофильности больницы отделение функциональной диагностики объединяет все разделы электрофизиологии:

Электрокардиография
Первоначальные ЭКГ-исследования используются не только для описания основных функций миокарда, но и служат скрининг-тестом для выявления контингента больных на углубленные исследования, т.е. применение у таких детей функциональных проб, Холтеровского мониторирования, эхокардиоскопии. Электрокардиография — при нарушениях сердечного ритма проводятся ЭКГ с рефлекторными, нагрузочными и лекарственными пробами. Под контролем ЭКГ подбирается антиаритмический препарат, выбирается оптимальная его доза.

Электроэнцефалография
Электроэнцефалография в педиатрической практике применяется в настоящее время достаточно широко и используется с целью:
1 — выяснения причины ряда пароксизмальных состояний, в первую очередь судорог, обмороков, кратковременных нарушений сознания и т.п. явлений;
2 — определения соответствия биоэлектрической активности головного мозга возрастной норме;
3 — выявления патогномоничных ЭЭГ-симптомов при ряде заболеваний; например:
— генерализованные билатерально-синхронные разряды пик-волновой активности с частотой 3 в секунду типичны для абсансов,
— ЭЭГ-картина гипсаритмии характерна для салаамовых судорог (Вест-синдрома), — при синдроме Леннокса-Гасто регистрируются комплексы билатерально-синхронных спайк-волн с частотой от 1 до 2,5 в секунду.
4 — обнаружения очаговых травматических, воспалительных и др. изменений головного мозга;
5 — определения характера, глубины, иногда и причины нарушения сознания, в том числе для наблюдения за больным во время наркоза, верификации заключения о “смерти мозга”, при патологическом сне;
6 — контроля за течением болезни и эффективностью лечения.

В нашем отделении широко проводятся сомнологические исследования: ЭЭГ в условиях естественного сна и сна после его депривации, что позволяет выявлять причины парасомний, проводить дифференциальную диагностику между невротическими состояниями и эпилепсией. Сон является мощным провокатором эпилептической активности, 10 минут сна по информативности превосходит несколько часов бодрствования.

Эхоэнцефалография
Самым широко применяемым методом нейрофизиологических исследований является эхоэнцефалоскопия, информативная в поисках гемато- и опухолевого эхо-комплекса, выявления гипертензионно-гидроцефального синдрома.

Реоэнцефалография
Реоэнцефалография в клинике нервных болезней применяется в диагностике острых нарушений мозгового кровообращения, нарушений проходимости магистральных сосудов, атеросклероза, головной боли неясного генеза, вертебро-базиллярной недостаточности; для разграничения функциональных и органических сосудистых поражений.

Видеомониторинг – ЭЭГ
При этом исследовании видеокамерой фиксируется приступ у пациента и синхронно записывается электроэнцефалограмма (при нажатии на экране открывается информация об электроэнцефалограмме). Таким образом, можно четко определить природу приступа, разграничить эпилептические и неэпилептические пароксизмы. На нашем опыте уже имелись случаи, как гипердиагностики, так и недооценки атипичных эпилептических приступов врачами в районах.

Исследование функции внешнего дыхания.
«Внешнее дыхание» — это собирательный термин, описывающий процессы движения воздуха по дыхательным путям, распределения его в легких и переноса газов из воздуха в кровь и обратно. Соответственно, полноценная диагностика функции внешнего дыхания (ФВД) предполагает проведение исследований нескольких типов, результаты которых дают представление о различных аспектах работы легких. Широко используются лекарственные пробы для определения причины нарушения бронхиальной проходимости и коррекции лечения.

Холтеровское мониторирование ЭКГ и суточное мониторирование АД ХМ ЭКГ и СМАД – многочасовая запись, позволяющая оценить работу сердца в условиях свободной активности, реакцию на физическую и эмоциональную нагрузку. За последние годы отмечается постоянное увеличение количества проводимых исследований.

Электронейромиография
По полной программе проводится электронейромиография — в глобальном режиме, локальная иольчатая ЭМГ, стимуляционная с определением скоростей проведения по двигательным и чувствительным волокнам нервов. Этот метод позволяет определять уровень поражения нервно-мышечного аппарата: мотонейроны спинного мозга, корешки, периферические нервы, мышечные волокна; а также выявляет нарушения нервно-мышечной передачи при миастении.

Чреспищеводная ЭКГ и чреспищеводные электрофизиологические исследования.
С 1999 года проводятся чреспищеводная электрокардиография и чреспищеводные электрофизиологические исследования детям с нарушением ритма сердца. При ЧП ЭФИ мы можем воспроизвести приступ пароксизмальной тахикардии, изучить механизм возникновения нарушения ритма сердца и, следовательно, выбрать метод лечения, в том числе определить показания для операции радиочастотной абляции. При поражении синусового узла этот метод позволяет отобрать пациентов, которым необходима имплантация ЭКС. Среди обследованных нами детей значительное число успешно прооперированы в Центре нарушения ритма сердца НИИ педиатрии и детской хирургии (Москва).
ЧП ЭКГ является не только диагностической процедурой, но позволяет купировать такие жизнеугрожающие нарушения ритма сердца как пароксизмальная тахикардия и трепетание предсердий. Данная процедура может применяться и для дифференциальной диагностики синкопе эпилептического и кардиогенного генеза.

Компьютерная стресс-тест система для проведения проб с физической нагрузкой на тредмиле и велоэргометре.
Пробы с дозированной физической нагрузкой проводятся на велоэргометре и тредмиле.
Эти исследования применяются для выявления:
— скрытой коронарной недостаточности,
— определения физической работоспособности,
— выявления преходящих аритмий и нарушения проводимости,
— определения типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку — в ряде случаев для уточнения причины синкопальных состояний.

Оборудование
Информация для пациентов